Выворачивай карманы: родители рассказали, что не нравится в современной школе




Сегодня многим родителям все чаще кажется, что в современной школе ученик превращается лишь в безликую единицу финансирования. Ответственность за успешное обучение современные альма-матер всеми правдами и неправдами перекладывают на родителей. В результате учеба для семьи все чаще превращается в бесконечную нервотрепку, выворачивает карманы и отнимает все свободное время и пространство. Родители школьников рассказали «МК», что их не устраивает в современном образовании.

Выворачивай карманы: родители рассказали, что не нравится в современной школе

«Мы им все время что-то должны»

— Каждое родительское собрание в классе у дочки начинается одинаково: родители должны, родители виноваты… — рассказывает Ольга, мама третьеклассницы. — Современная школа заняла позицию, что родители обязаны учиться вместе с детьми, и никак иначе. То, что я на данный момент имею помимо работы кучу других обязанностей, никого не трогает. После каждого похода в школу я, взрослый человек, чувствую себя безнадежной двоечницей. «Ваша дочь не зарегистрирована на олимпиаде — о чем вы думаете? В пенале систематически отсутствует зеленая ручка — вы не проверяете каждый вечер рюкзак! В домашней работе много ошибок — куда вы вообще смотрите? Чтобы получился хороший проект, его нужно делать вместе с ребенком» (на самом деле — вместо него)… Когда под конец собрания учительница английского заявила, что, если я не возьмусь за ум, моя дочь не выучит язык, мне стало совсем плохо.

При данном подходе к роли родителей в обучении некоторые учителя еще и жалуются, что современные дети стали очень несамостоятельными. Но откуда этой самостоятельности взяться, если прямо при ребенке педагоги тычут в лицо родителю троечную контрольную с претензией, что пробный вариант работы был же выслан ему на электронную почту — почему не подготовились?!

В отличие от советской школы сейчас подготовка к контрольным и выполнение домашних заданий стали ответственностью родителей. Электронный дневник, почтовые рассылки, совместный разбор сложных примеров в опостылевших чатах с первого класса становятся головной болью пап и мам. Хорошо, если все это ограничивается лишь начальной школой, но чаще плавно перетекает и в среднюю.

— Родительские чаты — вещь терпимая только в том случае, если в них не присутствует еще и не в меру активный классный руководитель, — уверена Наталья, мама второклассника. — Наша классная непрерывно, и в выходные, и в праздники, строчит родителям бесконечные ЦУ. На рабочих совещаниях я читаю развернутую информацию о конкурсах, проектах и олимпиадах, в которых непременно нужно участвовать, а ближе к ночи выслушиваю пожелания по организации какой-нибудь очередной экскурсии или школьного чаепития. Вся моя жизнь замкнулась на школе!

Самое интересное, что как только родители, насильно вовлеченные в образовательный процесс, начинают задавать учителю лишние вопросы, это воспринимается многими педагогами в штыки. Просьбы поприсутствовать на уроке или подробно рассказать о методах и программе обучения нередко воспринимаются учителями как личная обида и сомнение в их профессиональной компетенции. Хотя все вполне логично. Если в нынешней школе родитель — полноправный участник образовательного процесса, он как минимум должен уметь помочь ребенку с любым заданием. Ведь обязанность пап и мам — полностью контролировать процесс обучения ребенка, а обязанности без прав — это уже авторитаризм какой-то.

Дорогая школа

Помимо того что современная школа всячески старается занять собой все свободное время, она вдобавок исправно выворачивает родительские карманы. Платная продленка, обеды и кружки дорожают на глазах, поборы на различные школьные нужды тоже растут, а программа построена таким образом, что без репетиторов нормально учиться у большинства школьников никак не получается.

— Стоимость продленки в нашей школе по сравнению с прошлым годом выросла в два раза, кружков и обедов — примерно на треть, — говорит Ольга. — А также после того, как право распоряжаться школьным бюджетом передали директорам, с нас начали собирать средства на все подряд для нужд учебного заведения. Большую часть учебников мы покупаем сами, разные хозтовары — тоже. Недавно был вообще смешной случай: администрация попросила с каждого класса деньги на закупку вилок и ложек для столовой. Непонятно, что случилось со старыми… А также — куда девается школьный бюджет, если даже на такие вещи уже денег не хватает?

Помимо бытовых поборов современная школа вносит в расходы родителей еще одну статью. По неофициальной статистике, на данный момент более 60% школьников занимаются с репетиторами, из оставшихся не делают этого по причине удовлетворенностью обучением в альма-матер лишь 5%. Остальные, как правило, не могут позволить себе образовательных помощников исключительно по финансовым соображениям.

— Сейчас мой сын в 7-м классе, и у него уже три репетитора — по русскому, математике и английскому, — объясняет Надежда. — Помощника по английскому нам пришлось взять уже в 3-м классе. Несмотря на то, что у нас вроде как английская гимназия, требуют с ребенка и родителей по максимуму, а дают по минимуму. К седьмому классу пришлось раскошеливаться и на русский с математикой, так как я уже просто не в состоянии помочь сыну разобраться в сложной программе. Сам он не тянет: по словам репетитора, сказываются многочисленные пробелы еще из начальной школы.

Еще читать  Каждый пятый безработный молодой специалист учился на инженера

Еще большая беда — с подготовкой к столь популярным в наши времена олимпиадам. Нас в свое время к ним не готовили — мало чем детям можем помочь. Большинство школ тоже не считают подготовку к олимпиадам своей обязанностью. В результате и в этой области многим опять же требуется помощь репетиторов. Наша семья в данный момент на дополнительные задания тратит в месяц 16–18 тысяч рублей. И это далеко не предел — хорошо, что у нас только один ребенок…

Дайте жалобную книгу

Помимо прочего недовольные родители все чаще отмечают, что школа делает все что пожелает до тех пор, пока на нее не нажалуешься в вышестоящие инстанции. То есть, по сути, школа сама же и учит родителей и учеников жаловаться, так как по-другому претензии до ее администрации донести просто невозможно — обычно все заканчивается лишь пустыми обещаниями.

— Наша директриса как огня боится жалоб в департамент, переживает, что ее снимут с теплого места, — считает Кристина, мама второклассника. — Неясно только одно: почему же тогда она не может решить проблему сама, когда родители ее об этом просят? Например, большинство родителей не устраивала компания, которая привозила питание в столовую, были даже отравления. Сменить эту контору удалось только после жалобы наверх: директор от нас просто отмахивалась и даже обвиняла в излишней придирчивости. После жалобы директор, естественно, получила большой нагоняй от своего начальства. Зато потом успешно сорвала злость на своих замах и классных руководителях, родители которых ставили свои подписи под «челобитной». Теперь запуганные учителя умоляют родителей не писать больше жалоб наверх, но только так можно что-то изменить в современной альма-матер…

Еще одна родительница полагает, что стремление администрации школ не выносить сор из избы и всячески предотвращать жалобы во внешние инстанции — верный признак коррупционного мышления.

— На самом деле ни в одном нормальном правовом обществе ни одна система не может проверять себя сама, — говорит Елена. — Посыл из серии «мы тут сами разберемся, молчите в тряпочку» обычно проявляется у тех, кто догадывается, что поступает не очень правильно, а то и прямо противозаконно. Поэтому жалобы родителей в случае бездействия или неправомерных действий школьной администрации абсолютно оправданны и не имеют ничего общего с «позорным доносительством».

Дети для школы или школа для детей?

Уже как минимум 20 лет современная школа держит наших детей за подопытных кроликов для образовательных экспериментов. Совершенно обычна ситуация, когда школьников годами учат по очередной инновационной программе, а потом заявляют, что опыт не удался, и все срочно надо менять на корню. Переход из одной школы в другую становится все более затруднительным, так как программы обучения и учебники во многих заведениях абсолютно разные, и подстроиться под них детям удается далеко не сразу.

— В реальности картина такова, что школьная нагрузка постоянно увеличивается, а количество знаний в голове ребенка, наоборот, уменьшается, — уверена Алина, мама 11-классника. — Оглядываясь сейчас назад, я с уверенностью могу сказать, что большинство знаний, которые есть у ребенка, — это наша с мужем заслуга. Бесконечные занятия по праздникам и выходным, деньги на хороших репетиторов, математические кружки… Я не хочу сказать, что школа не научила сына совсем ничему, но по сравнению с нашими школьными годами сил и нервов она отобрала тоже немало. Это и нежелание идти в школу, неврозы, перегрузки… Кроме того, современная школа не готовит человека к реальной жизни.

По большому счету школьник в современном образовании все больше превращается в безликую единицу, на которую государство выделяет финансирование. Мало кого волнует, справляется ли ребенок со школьными нагрузками, комфортно ли ему в школе, остается ли время на дополнительные занятия и элементарный отдых. Главная задача чиновников — показать бурную деятельность, сделать прямоугольные классы квадратными, ввести трудовое воспитание и астрономию, закрепить все это ворохом проверочных работ, тестов и экзаменов. Если раньше контрольные работы дети писали для того, чтобы учитель понял, как тот или иной ученик усвоил материал, то теперь школьники отдельно мучаются над «административными срезами» для руководства альма-матер и бесконечными проверочными от министерства из серии МЦКО и ВПР.

— Мне кажется, что все проблемы нашей школы можно решить очень простым путем, — говорит Алина. — Просто обязать всех, кто работает в сфере образования, любое свое нововведение в обязательном порядке мотивировать пояснением, чем это будет полезно для детей, почему это в их интересах. И не важно, чье это будет решение — министерства, департамента, директора, завуча или учителя.

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика