Вильнуть крылом

Российская авиационная отрасль столкнулась с серьезным вызовом — дефицитом квалифицированных кадров. Выпускников летных училищ катастрофически не хватает, а действующих пилотов переманивают иностранные компании, суля большие зарплаты и удобный график работы. На деле оказывается все не так радужно, но об этом летчики узнают уже после того, как попадают в Поднебесную. Взглянуть на «заманчивое» предложение без «розовых очков» зачастую бывает трудно: переход в иностранные авиакомпании активно пропагандируют профсоюзы — организации, призванные защищать права пилотов.

Вильнуть крылом

Те, кто хотя бы немного знаком со спецификой авиационной отрасли, знают: хорошие пилоты — это дорогой товар, как бы цинично это ни звучало. На этом товаре можно зарабатывать рекрутингом при наличии доступа к пилотской массе и инструментов мотивации. При существующем дефиците квалифицированных пилотов комиссионное вознаграждение рекрутера за привлечение одного высококлассного пилота может достигать 150 тыс. рублей. При этом с такого заработка легко не платить налоги: достаточно зарегистрировать свою фирму как общественную организацию, например профсоюз.

О том, что на реализацию этой схемы похожа деятельность Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) и его главы Игоря Дельдюжова, пишет информационное агентство Infox. Несколько лет назад руководство этой организации было осуждено за попытку хищения денежных средств у «Аэрофлота». Пользуясь тем, что из-за кризиса и девальвации рубля зарплаты пилотов в России уменьшились в сравнении с выплатами иностранными коллегам, ШПЛС стал активно пропагандировать переход в зарубежные авиакомпании. Например, в Китае и других азиатских странах российским пилотам с их высококлассной школой только рады: рынок авиаперевозок там растет и требует кадров. О возможности покинуть место работы в родной стране и попытать счастья на стороне многие пилоты узнали из материалов сайта ШПЛС и выступлений его главы. В них говорилось, что китайские авиакомпании предлагают заманчивые условия для пилотов и у каждого есть шанс воспользоваться этой уникальной возможностью и уехать туда. «В последнее время китайские авиакомпании предлагают привлекательные условия для опытных пилотов со всего мира, и спрос на пилотов постоянно растет. Крупнейшая китайская компания China Southern предлагает пилотам зарплату от $26 тыс. до $29 тыс. в месяц. А получение разрешения на работу в настоящее время упростилось», — цитирует сайт ШПЛС одно российское СМИ. В этой статье также упоминается и название другой китайской авиакомпании, Chengdu Airlines. В ней условия тоже более чем выгодные: около $300 тыс. в год, или $25 тыс. в месяц, уже после уплаты налогов, гарантированный бонус в размере $36 тыс. при выполнении трехлетнего контракта, еще и график удобный — около 50 часов полета в месяц вместо стандартных 80–100 часов.

Такая «реклама» не может не привлечь, однако другая сторона медали утаивается. Когда пилоты попадают в Китай, они сталкиваются с массой сложностей. Во-первых, многие авиакомпании помимо английского требуют учить китайский язык, да и с английским могут быть проблемы — китайцы используют особый диалект «чинглиш», к которому еще нужно привыкнуть. Во-вторых, при трудоустройстве необходимо выучить китайское законодательство и пройти тесты, которые сложнее, чем в РФ. В Китае очень строгий отбор по медицинским показателям, а все потому, что здесь у пилотов очень напряженный график, здоровье требуется недюжинное. Отпуск у пилотов, по их собственным рассказам, обычно не больше одного месяца в год, а часов налета в результате получается даже больше, чем в России. Есть и еще один нюанс: в китайских компаниях с их суровой дисциплиной установлена система жестких штрафов за любые, даже самые незначительные проступки или невыполнение требований, которые выглядят совсем необязательными. Например, за непрохождение онлайн-подготовки к полету в выходные перед вылетом пилота могут оштрафовать на $5 долларов. На профессиональных форумах, в том числе англоязычных, часто встречают жалобы иностранных пилотов, работающих в Китае, на «культуру наказаний», которая принята в стране. «Я считаю, что китайская авиация полностью дисфункциональна. На всех уровнях существуют миллионы строгих правил, противоречащих друг другу. Большинство правил игнорируются, поскольку их невозможно выполнить. Строго соблюдаются только те, что связаны с наказаниями», — пишет на форуме Professional Pilots Rumour Network один из летчиков, приехавших в Китай из другой страны. Но на сайте ШПЛС такие «детали» не упоминаются.

Еще читать  Кобзон обрадовался возможному недопуску Самойловой на "Евровидение"

Лучшим образом президент ШПЛС зарекомендовал авиаперевозчиков Ирана. По его словам, после снятия санкций с Тегерана страна закупила около 200 самолетов, которые нужно обслуживать. При этом своих КВС в Иране нет, имеются только вторые пилоты. Так что и здесь российских летчиков, которые известны своими высокими профессиональными качествами во всем мире, рады принять. По подсчетам ШПЛС, иранским авиакомпаниям может потребоваться около 1,5 тыс. командиров в течение нескольких лет. При этом Игорь Дельдюжов добавил, что условия в этой стране «похуже», но не уточнил, чем именно. Однако очевидно, что в Иране, который живет по строгим законам шариата, русскому человеку будет как минимум некомфортно. Например, за употребление алкоголя там положено 80 ударов кнутом, а в некоторых случаях — даже смертная казнь. В принципе, рекрутинг — дело законное, но за любую предпринимательскую деятельность нужно платить налоги и регистрировать ее, а статус ШПЛС звучит как некоммерческая организация. Если же некоммерческая организация действует в интересах иностранных компаний, будь то китайских или иранских авиагигантов, то она обязана зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

Впрочем, Игорь Дельдюжов, видимо, решил идти другим путем. Он уверен, что отток российских пилотов в другие страны должен быть поставлен на поток и ищет властных покровителей. На одной из пресс-конференций он заявил: «Мы хотим предложить Росавиации возглавить этот процесс, как это делают рекрутинговые компании за рубежом — они, трудоустраивая пилота, получают комиссию. Если какой-то отдел Росавиации этим займется, то это будет и дополнительный заработок и деньги в страну». Однако едва ли эта «комиссия» сможет компенсировать дефицит квалифицированных кадров в авиационной отрасли страны, зато может заинтересовать контрольные ведомства, которые могут проверить ШПЛС на предмет законности ведения предпринимательской деятельности.

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика