В Эстонию прибыли американские F-35: почему «суперсамолет» — большая ошибка




Во вторник в Эстонию на авиабазу Эмари для участия в совместных тренировочных полетах с другими самолетами США и НАТО, прибывают новейшие многофункциональные американские истребители-бомбардировщики F-35 Lightning II. Неделей раньше, также для совместных учений НАТО, F-35 прилетели в Великобританию. При этом в Пентагоне не скрывают, о чем заявлял американский генерал Герберт Карлайл, что подобные маневры — это «сигнал потенциальным оппонентам, например России».

Так что же представляют из себя новейшие американские F-35, которых Москва, видимо, должна сильно испугаться?

В Эстонию прибыли американские F-35: почему «суперсамолет» - большая ошибка

Официальная западная пресса вовсю пиарит эти самолеты уже не первый год, наделяя их качествами чуть ли не инопланетных космических аппаратов. Однако военные эксперты, причем как европейские, так и американские, говорят об этой машине куда тише, наделяя ее намного более скромными характеристиками.

Самолет F-35 по классификации относится к семейству многофункциональных боевых самолетов 5-го поколения, созданных по технологии «stealth» (малозаметность) в рамках самой амбициозной программы в истории авиации США – Joint Strike Fighter (единый ударный самолет). Главным разработчиком F-35 стала одна из ведущих американских аэрокосмических фирм Lockheed Martin.

Первый опытный образец F-35 взлетел в октябре 2000 года, эксплуатировать его начали в 2012 году, но полноценное серийное производство самолета развернуто так и не было. К середине 2016 года было выпущено всего 194 единицы F-35, так как самолет оказался слишком дорогим даже для огромного военного бюджета США.

Его разработка обошлась в $55 млрд., а цена каждого истребителя (в зависимости от модификации) — в $83 — $118 млн. В среднем один час полета F-35 стоит порядка $30,7 тыс. В результате на поток производство F-35 поставить никак не удается. Сейчас в Пентагоне заявляют, что его массовое производство планируется развернуть в 2019 году. F-35 якобы заменит целый ряд устаревших машин: штурмовик A-10, F-16, F/A-18 и AV-8B, а британские ВВС закупят F-35, чтобы использовать его вместо своего знаменитого самолета вертикального взлета и посадки Sea Harrier.

Американцы утверждают, что F-35, кроме англичан, очень хотели бы иметь и другие их союзники: Япония, Нидерланды, Австралия, Италия, Израиль… Однако далеко не все специалисты доверяют таким утверждениям. Как отмечают западные эксперты, уже давно не для кого не секрет, что этот самолет «погряз в проблемах». И главная из них та, что Пентагон до сих пор «не может точно определить истинные способности самолета и целесообразность его применения».

Дело в том, что американские военные заказали этот самолет сразу под несколько задач. Он должен был стать унифицированным самолетом для трех видов вооруженных сил США – ВВС, ВМС и морской пехоты.

Российский ученый доктор технических наук, специалист в области процессов управления авиационной техникой, академик РАН, научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» Евгений Федосов считает, что здесь американцы «совершили стратегическую ошибку». Он рассказал следующее:

— Чтобы работать с палубы, самолет должен иметь укороченный взлет, вертикальную посадку. При этом он должен быть скомпонован как базовая конструкция. Кстати, когда США строили 4-е поколение, они тоже эту задачу ставили, но тогда не получилось. И поэтому появилась линия F-18, линия F-15, и еще линия F-16. То есть три разных самолета. F-16 строили для НАТО, для массовой продажи своим союзникам. F-15 — в основном для себя. F/А-18 – это палубный самолет. И вдруг на 5-м поколении они опять решили создать универсальную машину.

Еще читать  «Единая Россия» признала проигрыш оппозиции в соцсетях

По мнению Федосова, «они попытались совместить несовместимое. В итоге потеряли объем отсеков вооружения и горючего, а за счет этого — дальность и боевую нагрузку. Самолет вышел однодвигательным, в отличие от наших — двухдвигательных. Для палубного взлета-посадки нужна повышенная энерговооруженность, дополнительные боковые сопла для стабилизации. Двигатель занял почти весь объем самолета — получилась каракатица. Хуже, чем самолет 4-го поколения. 11 лет, если не больше, работали над ним, и до сих пор — масса ограничений. И это при том, что общие затраты по проекту превысили триллион долларов».

Кроме того, по словам академика Федосова, стелс-технологии, которые использованы в F-35 – «это не то чтобы надуманное, но переоцененное качество. Потому что когда два самолета в дуэльной ситуации летят друг другу навстречу, тогда действительно эта самая незаметность играет роль. Тот, кто позже обнаруживается, получает тактическое превосходство. Он может занять более выгодное положение, может подготовить атаку и т.д. Но таких случаев очень мало в реальных боевых действиях. Потому что современные воздушные бои, как правило, все групповые. В одиночку уже никто не летает. Может, в пределах группового боя и могут появляться эти дуэльные ситуации на ближней дистанции. Но там у нас уже начинает работать маневренность. А у них ее нет».

Ученый считает, что американцы, сделав основную ставку на незаметность F-35, проиграли. «Мы же делали ставку на сверхманевренность, — говорит он, — и выиграли».

Академик поясняет:

— Эффект незаметности вы получаете в очень узком диапазоне. Чуть выше ваш самолет и его радар видит уже «блин» противника с большой отражающей поверхностью, чуть ниже — опять тот же самый «блин». Только с носа, в узком конусе +/-30 градусов можно снизить незаметность, как они говорят, вплоть до отражающей поверхности «теннисного мяча». Думаю, «теннисный мяч», может, и не получается, но эффективную площадь рассеяния меньше квадратного метра действительно можно получить. Когда мы сейчас строим свой самолет 5-го поколения Т-50, мы, конечно, тоже стремимся решить эту задачу незаметности, но сохраняя сверхманевренность. Мы считаем, что по летным свойствам мы превосходим и F-22 и F-35.

Это сегодня понимают и представители ВВС США. Однако деньги потраченные на создание F-35 надо как-то оправдывать. Для этого самолета, был даже создан консорциум, в который входили основные страны НАТО и Израиль. Но позже некоторые стали отказываться от закупок — товар оказался не так уж хорош, как обещали, и к тому же не по карману. Пошли даже разговоры, что возможно, эта программа будет остановлена.

Однако на F-35 американцы крест пока еще не ставят, а потому всякий раз, когда отправляют его куда-нибудь для таких вот совместных учений, как теперь в Эстонии, используют это для рекламы F-35, усиленно предлагая его союзникам по НАТО.

Что ж, возможно кто-то и соблазнится на такую покупку в угоду хозяину. Однако ряд экспертов утверждает, что в самих США у F-35 отнюдь не радужные перспективы. Серьезная критика со стороны американских военных, которые утверждают, что этот «супер-самолет» не отвечает философии современного воздушного боя, вполне может заставить ВВС США рассмотреть вариант возврата производства старых, пусть не таких дорогих, зато надежных истребителей F-15 и F-16.

…И этот «сигнал потенциальным оппонентам в России» давно услышан.

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика