РПЦ обрушилась на «Симпсонов», Гарри Бардин ответил




Как всегда наши преподобные отцы, заслышав об очередном западном разврате в виде 19-го эпизода «Симпсонов» (где жители Спрингфилда вбегают храм и доказывают проповеднику, что «игра популярнее Иисуса»), требуют немедленно оградить детей от этого зрелища, «расшатывающего моральные устои». Клирик Иваново-Вознесенской епархии отец Макарий так и посетовал, что герои Симпсонов — «не образец для подражания и вразумления».

Тут мы и вспомнили Волка из «Ну, погоди!», который пил, курил, черт-те чем занимался, и, конечно, сегодня просто был бы сожжен на костре, несмотря на то, что был в топе у нескольких поколений «правильных» советских зрителей.

РПЦ обрушилась на «Симпсонов», Гарри Бардин ответил

Найти положительного анимационного героя оказалось не так-то просто, так и лезут в голову безобразия Карлсона, старухи Шапокляк, полный отвяз Машеньки из «Маши и медведя». Вряд ли кто-то из них является «образцом для подражания» в буквальном смысле, что не мешает им оставаться безумно притягательными персонажами. Может, до отцов церкви дойдет, что «вразумление» в анимационном кино почти никогда не строится прямолинейно, дидактически, — это всегда путь противопоставления?

Об этом и говорят наши спикеры — известные режиссеры анимационного кино Мария Муат и Гарри Бардин.

— Мария Андреевна, анимационный герой всегда живет в рамках иной реальности, так сложно ли его втиснуть в «правильное» поведение?

— Когда-то давным-давно в тематических планах мультипликаторов были специальные разделы — «пионерский раздел», «комсомольский раздел», — говорит режиссер Мария Муат, — и тогда сознательно рисовались «образцы для подражания». Вот только с наскока не вспомню названия… где хорошие мальчики — отличники, плохие — двоечники и так далее. Нет, можно вспомнить забавный фильм «В стране невыученных уроков», но это всё чисто назидательные вещи. Но в большинстве случаев художник создает образные картины, которые берут за душу совершенно иным, но никак не назиданием, — как и вся наша классическая литература не говорит же — «вот этот герой хороший, а этот — плохой». Культура и вкус не прививаются впрямую, это делается исподволь…

— Душой понимать надо.

— Конечно. А не тем, что тебе говорят — «не плюй мимо урны!». Мимо урны, конечно, нехорошо плевать, что тут говорить. Надо плевать в урну. Но не навязывать это прямым текстом.

— Вот того же Волка взять из «Ну, погоди!»… какой он «образец»?

— Ну правильно, Котеночкин же не думал о «правильности», он делал смешной, трюковой, гэговый фильм. Или «Том и Джерри»: что они там только не делают! Сам жанр к тому подталкивает. Или «Дядюшка Ау» — тоже был не сахар, ходил по лесу — всех пугал, однако же, он, в свое время, был одним из любимых персонажей. А они (радетели за мораль, — Я.С.) сейчас пытаются рассматривать всё это с каких-то диких позиций!

Еще читать  В России может появиться стандарт студенческого питания

— Крокодил Гена и Чебурашка были хорошими и правильными, но на фоне старухи Шапокляк…

— Ну да, как она и пела — «хорошими делами прославиться нельзя». Я никогда назидательными вопросами не занималась. Я просто делала кино, которое мне казалось нужным. Главное, чтобы ребенок сопереживал персонажу. И всегда, даже в трудном кино, старалась дать счастливый конец, чтобы воспитывать детей на позитиве. Но на образном позитиве. Образном. А не прямом.

— А как вы относитесь к «Симпсонам» как таковым? Там то Трамп появляется, то покемоны…

— Наверное, это всё хорошо, раз это смотрят столько лет. У них вообще другие способы восприятия такой семейной телепродукции — они все садятся, смотрят, обсуждают, находят массу интересного для себя, это, своего рода, стенгазета; а у нас просто нет таких сериалов, что-то появляется, но они с точки зрения художественности не очень удачные. Я вам скажу, что нужно: нужно снимать хорошее кино. А вот агитки делать совершенно не хочется.

Вопрос Гарри Бардину: — Итак, у большинства анимационных персонажей — дурной характер. «Правильный» герой вызовет только отторжение?

— Отрицательный персонаж необходим, иначе будет полная бесконфликтность. И мы это уже проходили в нашей истории, когда была бесконфликтность в искусстве. Наступать на эти грабли не следует.

— К тому же отрицательные — столь обаятельны…

— Конечно, ведь положительные — это бессолевая диета. А те, у кого есть характер, — за ними гораздо интереснее наблюдать.

— Боюсь, такого Волка из «Ну, погоди!» сегодня бы даже не пропустили на экран. С папиросой…

— Курит, пьёт… Мы стали куда более ханжескими, чем были в советские времена. Я вас постарше, а меня удивить довольно трудно, я всё это уже видел…

— А такой сериал как «Симпсоны» на нашей почве был бы возможен, куда впрессовываются актуальные сюжеты в каждую серию?

— В принципе это было бы возможно, но только при условии развернутой технологии производства, чтобы «вечером в куплете, утром — в газете». Если бы позволяли мощности. А то «злоба дня» есть, а сериалов таких нет. И жаль.

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика