Российская федерация должников: регионам пообещали простить 748 млрд долгов

Выступая в Госдуме, вице-премьер Дмитрий Козак нарисовал живописную картину того, что в России принято называть «бюджетным федерализмом»: 97% расходов регионов регулируется федеральными законами, а в 59 регионах эти расходы составляют более 100% доходов даже с учетом дотаций из центра. Г-н Козак предложил «искать в губернаторы этих субъектов апостолов, которые пятью хлебами смогут накормить пять тысяч едоков»…

Российская федерация должников: регионам пообещали простить 748 млрд долгов

Отвечающий в правительстве за региональную политику вице-премьер говорил, что еще с 2015 года велась «скрупулезная работа» по выработке обновленных правил финансово-бюджетных отношений центра и субъектов РФ — чтобы «не на словах, а на деле они были основаны на принципах справедливости, максимальной прозрачности, взаимной предсказуемости и ответственности». Как следовало из его доклада, пока до этих принципов — почти как до Луны, а «обновленные правила» внедрить в жизнь быстро не получается.

Из 9,6 трлн рублей совокупных региональных расходов 9,2 трлн предопределены федеральными законами, сообщил чиновник. В 59 республиках и областях эти обязательные вроде бы для исполнения обязательства составляют более 100% доходов даже с учетом дотаций и субвенций из центра. Именно в эти регионы г-н Козак предложил «искать апостолов», способных на чудеса. Ситуация, по его словам, «непростая и небезобидная»: к простым смертным губернаторам «приходит прокурор и говорит, что надо выполнить такой-то закон и такую-то инструкцию, а денег нет».

Чтобы ослабить бремя непосильных обязательств, необходимо провести их инвентаризацию, заявил г-н Козак.

За 2012–2016 годы резко выросла несбалансированность региональных бюджетов и, как следствие, их госдолг, подтвердила глава Счетной палаты Татьяна Голикова: по ее словам, это и правда «во многом обусловлено принимаемыми на федеральном уровне решениями». В результате некоторые полномочия, несмотря на наличие установленных на федеральном уровне финансовых нормативов, выполняются исходя не из этих нормативов, а из фактических расходов прошлого года. Так было повсеместно в 2016 году с финансированием здравоохранения: субъектовые нормативы оказания медицинской помощи ниже средних федеральных установили 65 регионов, но и на их обеспечение денег не хватало, что привело к росту платных услуг на 11%.

В системе образования обязательных финансовых нормативов из центра нет. Но и здесь, по словам г-жи Голиковой, 64,4% средств идет на зарплаты, а на обеспечение работы учебных заведений денег не хватает даже с учетом субвенций из федерального бюджета.

Работа по инвентаризации «накопленных неисполненных полномочий», о которой ранее говорил г-н Козак, «находится в самой начальной стадии, а без ее проведения субъекты не смогут обеспечить сбалансированность своих бюджетов», — заявила г-жа Голикова.

Еще читать  Дружба с начальством — вечный двигатель российской экономики

Дело «в зачаточном состоянии, потому что ведомства сопротивляются, желая как можно больше взять с регионов и муниципалитетов на финансирование своей отрасли», — пояснил вице-премьер. «Боюсь, если бы мы предложили Госдуме все законы, которые загоняют регионы в непомерные расходы, отменить, здесь бы тоже было очень много разногласий», — сказал он. В качестве неподъемных обязательств упоминались, в частности, обеспечение жильем детей-сирот и платежи из региональных бюджетов в страховые фонды за неработающее население.

«Часто законы, которые дают региональные или муниципальные льготы, вносятся в Госдуму правительством, а из федерального бюджета выпадающие доходы не компенсируются. Правая рука что, не знает, что делает левая?» — спросил Сергей Натаров (ЛДПР).

Да, честно признал г-н Козак: «правой рукой установили федерализм, вроде бы самостоятельность, а левой пытаемся залезть в карман регионов и муниципалитетов и быть добрыми дядями, желая поощрить тех или иных граждан или юридических лиц». Льгот, установленных федеральными законами, которые сокращают доходы регионов или муниципалитетов, — на 73 млрд рублей. Подготовлен законопроект, который запретит делать это без «прямой компенсации из федерального бюджета», но когда он станет законом — неизвестно.

2,2 трлн рублей — такова сейчас общая сумма долговых обязательств региональных бюджетов: это и долги по бюджетным кредитам, и долги перед коммерческими банками. Г-н Козак рассказал о варианте решения проблемы, который правительство измыслило по поручению президента: речь идет о реструктуризации 748 млрд рублей бюджетных долгов на 7 лет. Если регионы, заключившие с правительством соглашения о реструктуризации, увеличат свои доходы на уровень выше уровня инфляции, то по итогам 2018–2019 годов они могут получить отсрочку по выплате и до 2029 года. «По существу, это прощение долгов», — заявил г-н Козак.

Позже вице-премьер сообщил журналистам, что «оценка новых губернаторов и тех губернаторов, которые продолжают свою работу, будет производиться в соответствии с соглашениями о реструктуризации, которые будут с ними подписаны». «Особым вопросом» назвал г-н Козак скрытую кредиторскую задолженность, о которой говорила и глава СП Татьяна Голикова: регионы не показывают ее в своей отчетности, и вплоть до проведения проверок Минфин о ней не знает.

Свою лепту в плачевное состояние финансов вносит и нарастающая неэффективность управления в регионах. Проверки Счетной палаты за 9 месяцев 2017 года показали, что стоимость «единицы нарушения» выросла по сравнению с 2016 годом в 1,8 раза…

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика