Почему российские сыры такие дорогие

Натуральное молоко в России серьезно подорожало. Теперь позволить себе такие продукты может далеко не каждый, что и привело к тому, что резко вырос спрос на «псевдомолочные» продукты, в основе которых — дешевые растительные масла.

Почему российские сыры такие дорогие

Реальные доходы населения стремительно сократились. В результате, по оценкам одного авторитетного агентства, 80% российских потребителей стали экономить на базовых продуктах, 45% перестали покупать или значительно сократили объемы покупок молокоемких продуктов (в первую очередь, сыра и сливочного масла). Кроме того, 25% потребителей стали искать магазины с более низкими ценами и еще 20% перешли на более дешевые бренды.

По данным эксперта молочного рынка Марины Петровой, за 2 года после введения продуктового эмбарго объем производства питьевого молока в России вырос на 3%, сметаны – на 5%, творога – на 9%, производство же полезных кисломолочных продуктов даже сократилось на 1%. Однако темпы роста молокосодержащих продуктов в этот период существенно превышали производство натуральных молочных продуктов.

– Действительно, в последние несколько лет в России значительно выросло производство молочных продуктов с использованием растительных жиров (сырных и творожных продуктов, масляных паст и спредов), — рассказывает Марина Петрова. – И зачастую рост производства молокосодержащих продуктов превышал производство натуральных молочных продуктов. Например, за 2 года после введения эмбарго производство сливочного масла выросло на 12%, а спредов и маслянных паст — на 20%, производство сыров увеличилось на 35%, а сырных продуктов – на 56%.

С одной стороны, отмечает эксперт, это связано с недостатком и постоянно растущей стоимостью молока-сырья, а с другой – с возросшим потребительским спросом на дешевые молочные продукты. Таким образом, многие производители оказались в непростой ситуации, когда себестоимость производимой продукции постоянно растет, а потребители выбирают самое дешевое из того, что есть на полке.

Часть производителей пошла по пути сокращения себестоимости и удовлетворения потребительского спроса за счет замены молочных жиров растительными. И в этом нет ничего противозаконного, если такие продукты честно отражают свой состав на упаковке и не выдают себя за натуральные. Потребители могут выбирать, какие продукты им покупать.

Зато у нас стали производить больше сыров. «За два последних года российские сыроделы значительно увеличили объемы производства, заместив часть сыров группы «Тильзитер», ранее поставляемых из европейских стран, — говорит Петрова. — Однако продукты премиального сегмента заместить не удалось. Несмотря на рост производства премиальных фермерских сыров, их объемов и, что особенно важно, качества пока явно недостаточно для удовлетворения потребностей российского рынка».

Еще читать  Египет увеличил стоимость визы в ожидании российских туристов »

И все же сегодня российские сыры при их весьма невысоком качестве стали стоить гораздо дороже европейских. Так, в Европе хороший сыр стоит 10-20 евро за килограмм, у нас же стоимость фермерского сыра начинается от 2 тысяч рублей и доходит до 4-5 тысяч рублей за кило. «Что касается стоимости фермерских сыров в России, их высокая себестоимость обусловлена также высокой стоимостью сырого молока и небольшими объемами производства. Кроме того, многие российские фермеры, которые развивают собственные фермы, недавно закупили стадо и оборудование и включают возврат инвестиций (или выплаты по взятым кредитам) в стоимость производимой продукции», — поясняет наш эксперт.

В Европе же средняя стоимость молока-сырья в марте 2017 года составляла 0,33 евро/кг или 20,3 руб/кг. Согласно данным Росстата, российские цены на сырье за аналогичный период составили 25,7 руб/кг, что на 27% выше европейских. Более того, большинство производимых в Европе фермерских сыров – семейные предприятия, которые существуют не один десяток лет и для которых сыроделие является стилем жизни, а не бизнесом с быстрой отдачей. Также европейские фермеры получают значительные субсидии от государства и имеют возможность продавать свою продукцию по более низким ценам.

При этом, как ни пародоксально, российские потребители стали более требовательны к качеству приобретаемых продуктов. «Со снижением дохода потребительская ценность каждой порции сыра растет — он становится премиальным продуктом и потребители выдвигают высокие требования к его качеству. Но для того, чтобы оставаться рентабельным, производителям нужно снижать цены и себестоимость продукции, а вместе с этим падает качество. И решить эту проблему пока не удается ни российским, ни белорусским производителям», — говорит Марина Петрова.

Также, несмотря на рост собственного производства и продолжающееся продовольственное эмбарго, сохраняется зависимость от импортных поставок сыров и сливочного масла. В сегменте сливочного масла доля импорта составляет 26% (из них 74% приходится на поставки из Беларуси), а в сегменте сыра — 29% (из них 82% — из Беларуси).

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика