Микроклимат в российских школах: Россия в числе худших

Российские школьники хорошо пересказывают пройденный материал, но в умении применять знания на практике отстают от зарубежных сверстников. Чтобы сократить этот разрыв, в Москве стали уделять особое внимание метапредметным диагностикам, а на федеральном уровне — разрабатывать новую концепцию преподавания естественнонаучных дисциплин.

Микроклимат в российских школах: Россия в числе худших

Одной из самых выигрышных тем для чиновников от образования стало улучшение результатов российских школьников в последних международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS). Вот и на только что завершившемся Московском международном форуме «Город образования» глава Рособрнадзора Сергей Кравцов помянул «высокие итоги российских школьников в международных исследованиях PIRLS, где наша страна стала лидером по начальной школе и по естественно научным дисциплинам», а также «нашу хорошую динамику в исследовании PISA, включая лучшую динамику в мире по финансовой грамотности».

Правда, «опираясь на наши итоги в исследовании PISA, мы понимаем, к чему надо стремиться», — все же признал он. Но фишка в том, что таких целей, как явствует из доклада, представленного на том же форуме главой Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, национальным координатором исследования PISA-2018 в России Галиной Ковалевой, более чем достаточно.

Так, «наши школьники традиционно сильны в воспроизведении предметных знаний. Но по оценкам их компетенций они лишь начали приближаться к среднему мировому уровню», — констатировала эксперт. Правда, некоторый прогресс в этом плане имеется. Но он невелик. А, скажем, в 8-х классах отсутствует вовсе.

Другая беда наших детей — функциональная грамотность, а, точнее, безграмотность: порогового уровня PISA, по оценке Ковалевой, до сих пор не достигают до 20-30% 15-летних российских школьников!

Среди других отмеченных ею проблем — дефицит познавательной самостоятельности российских школьников; их недостаточный интерес к учебе (по последним данным PISA, началось снижение интереса российских учащихся к математике и естественнонаучным предметам); и даже неэффективность работы по выявлению одаренных детей. Послушать чиновников, так они чуть ли не костьми ложатся, чтобы найти и поддержать юный талант. Однако на международном фоне Россия, по словам Ковалевой, в этом направлении «попросту неконкурентоспособна: если в Сингапуре к категории таких детей относят до 50% учащихся, то у нас — всего несколько процентов».

Еще читать  Дневник Матильды Кшесинской о романе с цесаревичем Николаем: публикуется впервые

Особое внимание надо обратить и на психологический климат в российских школах, и сделать это нужно архисрочно! Наша страна, сообщила Ковалева, «занимает пятое место в мире по негативному влиянию отношений в школе на обучение детей!» А первые «звоночки» по теме недавней трагедии в Ивантеевке, по ее словам, «прозвучали еще несколько лет назад, когда директора наших школ отмечали значительное ухудшение отношений между учителями и детьми».

Фактор школьного климата еще ждет серьезного исследования. А вот сделать нашу школу более практико-ориентированной власти, похоже, решили в ближайшем будущем. Именно в этом русле, рассказала глава Центра педагогических измерений Федерального института педагогических измерений Марина Демидова, начата переработка концепции преподавания естественнонаучных дисциплин, да и практических заданий в контрольно-измерительных материалах выпускных экзаменов в 9-х и 11-х классах с каждым годом становится больше.

Одновременно в Москве, превратившейся в самостоятельного крупного игрока на площадке международных исследований качества образования, придумали свой путь — метапредметные диагностики, исследующие способность детей решать практические задачи на стыке ряда дисциплин с упором на ИКТ. Это решение было принято по итогам прошлогодней диагностики пятиклассников, выявившей, что 71% детей легко справляется с теоретическими вопросами информатики, между тем как четверть участников не могут даже подступиться к решению практических задач.

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика