Каждый пятый безработный молодой специалист учился на инженера




В последнее время российские власти делают все, чтобы заманить как можно больше абитуриентов в вузы технической направленности, а их попытки повысить престиж учителя увеличили и число желающих учиться в педвузах. Однако статистика неумолима. Как свидетельствуют недавно оглашенные Общественной палатой итоги «Общественного мониторинга трудоустройства молодых специалистов: первый квартал 2017 года», больше всего безработных как раз среди молодых специалистов, обучавшихся по техническим и педагогическим специальностям.

Каждый пятый безработный молодой специалист учился на инженера

Самая приличная картина с трудоустройством выпускников наших вузов сложилась в Центральном федеральном округе, рассказала член комиссии Общественной палаты по общественной экспертизе, общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина: 17,8% безработных из числа обратившихся за помощью с трудоустройством против 28,9% имеющихся в наличии вакансий. Однако в ряде областей экономики положение серьезное.

Легче всего найти работу выпускникам вузов, готовящих специалистов для обрабатывающего производства: на 2,6% нетрудоустроенных приходится более 13% вакансий — что называется, выбирай — не хочу. Похожая картина и с выпускниками строительных вузов — 3,5% нетрудоустроенных и 19,8% нереализованных предложений работодателя. Для остальных направлений подготовки между спросом и предложением с небольшим креном то в ту или иную сторону сложился паритет. А вот две отрасли заметно ушли в негатив. И отрасли эти — педагогика и технические специальности с персональными услугами.

Наихудшее положение делят технари и специалисты по персональным услугам: 21,2% безработных и лишь 2,3% вакансий. Но вплотную за ними идут и педагоги: 17,9% не трудоустроившихся на 4,3% вакансий. Причем реальная картина еще хуже: нетрудоустроившимися авторы исследования считают выпускников вузов, не сумевших найти работу в течение не одного, а целых трех лет!

Что делать дальше, казалось бы, ясно: найти баланс между «продукцией» вузов и реальными потребностями экономики — и дело в шляпе. На деле же все гораздо сложнее: уже через пару лет число безработных молодых специалистов может возрасти в разы.

Дело в том, что через два года вступает в силу закон, обязывающий каждого работника подкреплять свой диплом о высшем или среднем профобразовании свидетельством о должной профессиональной квалификации (к неописуемой радости работников частных компаний, это касается лишь кадров государственных учреждений и компаний с участием госкапитала в объемах более 50%). Тех, кто уже работает, данное требование со временем коснется тоже. Но первыми под раздачу попадут те, кто работу только ищет. И самый их большой отряд составят — правильно, выпускники техникумов и колледжей.

Еще читать  Леонид Ярмольник судится с другом из-за 4 млн рублей

Мало того что никаким квалификациям — то есть конкретным профессиональным навыкам, применяемым в рабочих процессах, — в наших вузах не учат. Вдобавок не разработаны и оценочные средства для квалификаций по большинству профессий, а необходимые для этого профстандарты введены только для бухгалтеров, медиков и специалистов кадровой службы.

Правда, в теории профстандартов разработано уже более 900. «Но актуализировано из них менее 10%. А ведь это, по сути, эталон для выпускников — какие требования к ним предъявлять, — обрисовал ситуацию председатель экспертного совета при Национальном совете при президенте по профессиональным квалификациям Юрий Ушанов. — И образовательные организации не знают, что им с этим делать! Мы к реализации закона не готовы!»

Хуже того, форсированное введение профстандартов с профквалификациями в нынешнем виде окончательно разведет экономику с образованием по параллельным, а стало быть, не пересекающимся мирам. Наше образование сориентировано (притом совсем недавно) на компетентностный подход — комплекс общих принципов, необходимых, чтобы определить цели деятельности, организовать этот процесс и оценить его результаты. А от подготовленных им кадров будут требовать квалификаций. И как перевести одно в другое, никто не знает. Равно как и того, насколько компетентны вузы, вооружающие своих выпускников якобы нужными тем компетенциями, и квалифицированны комиссии, призванные оценивать квалификации этих выпускников.

Ох и намаются же скоро молодые специалисты! Да так, что нынешние времена, когда не трудоустраивается лишь каждый 5-й инженер, покажутся им сладким сном: по неофициальной статистике, квалификационный экзамен сейчас не могут пройти 70% выпускников.

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика