Иностранный капитал подчиняет Украину: хроники колонизации страны




Иностранный капитал подчиняет Украину: хроники колонизации страныОдна из главных задач, поставленных перед кодлой, именующейся «украинской элитой», потрошить Украину в интересах зарубежных кураторов. C поставленной задачей украинские элитарии справляются если не на «отлично», то уж точно на «хорошо».

 

Пока рейтинги властного картеля падают ниже уровня жирности самого дешевого кефира, колонизация Украины (которую рассматривали ранее) набирает обороты – интересы киевских чиновников, стремящихся радикально увеличить размер коррупционной ренты, перекликаются с интересами внешних акторов, извлекающую максимальную выгоду из «незалежной». Продолжаем отслеживать хроники колонизации Украины.

Энергетика

В ноябре 2016 Кабмин во исполнение требований Третьего энергопакета принял решение создать нового оператора ГТС – акционерное общество «Магистральные газопроводы Украины», в которую вольется нынешний оператор «Укртрансгаз». Через несколько месяцев иностранцы проявили интерес к новосозданной компании – сообщается, что взять в управление украинские магистральные газопроводы готова итальянская компания «Snam». Кроме того, стоит напомнить, что европейские компании заполучили право хранить природный газ в украинских ПХГ (естественно, по тарифам куда ниже среднеевропейских) – все это говорит о том, что вскоре Украина лишится денежного потока, а это более $2 млрд ежегодно, генерируемого за счет транзита российского газа, а бенефициаром станет европейский капитал. Нужно успеть заработать до тех пор, пока транзит российского газа через Украину не составит исчезающе малую величину.

С какой целью Украина добровольно передает европейцам настолько «вкусный» актив – рациональных объяснений нет. Вполне вероятно, что данное решение пролоббировано иностранцами, входящими в наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины» (3 из 5 членов). Единственным рациональным объяснением может быть то, что европейцы вложат деньги (заявляют о $2 млрд) в модернизацию украинской ГТС, но ведь прибыль «Нафтогаза» за прошлый год благодаря экспоненциальному росту тарифов составила около $1 млрд. Потому на недостаток ресурсов жаловаться не приходится. Хотя, вновь-таки, есть ли смысл вкладывать в модернизацию, если в горизонте нескольких лет транзит грозит существенно сократится?

На днях стало известно, что Административный суд Киева снял запрет Кабмина на добычу сланцевого газа на Юзовском месторождении Харьковской и Донецкой областей по иску зарегистрированной в Нидерландах компании «Yuzgas B.V.». В июле 2016 года «Yuzgas» стала победителем конкурса на реализацию проекта добычи сланцевого газа на Юзовском месторождении (7,9 тыс км2, прогнозируемые запасы составляют от 2 до 4 трлн кубометров «сланца»), где ранее планировала работать компания «Shell», однако в ноябре по инициативе главы Минэнергоугля Насалика Кабмин ввел запрет на добычу. Планируется, что ежегодная добыча на первых порах составит около 10 млрд кубометров.

Таким образом, если экология Западной Украины (и отчасти Северной) серьезно пострадает от «безлеса», то Восточной – от добычи сланцевого газа. Именно экологический фактор выводил местных жителей на акции протеста еще в эпоху Януковича в 2012-2013, когда изначально добывать сланцевый газ в Харьковской и Донецкой областях планировали «Shell» и «Chevron». Напомним, что из экологических соображений добыча «сланца» запрещена во Франции, Болгарии, а также остановлена в Германии, Нидерландах, ряде штатов США.

Агропромышленный комплекс и сопутствующая инфраструктура

Предельно очевидно, что земля остается ключевым активом, за который еще предстоит серьезнейшая борьба. Включатся прежде всего за нее крупные транснациональные агрохолдинги, ориентированные на экспорт зерновых. Открытие рынка земли (что является одним из требований МВФ) и латифундизация украинского села будет сопровождаться ликвидацией остатков даже той дышащей на ладан инфраструктуры (в принципе, этот процесс активно идет в рамках порошенковской «децентрализации»), обеспечивающей хоть какие-то условия для выживания местных жителей. Согласно оценок профильных экспертов, «минус» миллион жителей страны – «плюс» 700 тыс тонн зерновых, которые можно отправить за рубеж.

Еще читать  В Ивано-Франковске на полгода осудили гражданина, растоптавшего украинский флаг

Интерес к пахотным землям Украины проявляют не только китайцы (о чем сообщали ранее), но и представители капитала государств Персидского залива. В конце 2016 года создан Украино-арабский деловой совет, который уже выступил с идеей создания на Украине арабского банка. Его целью должно стать кредитование агрохолдингов под залог земли как товара. Тем более, портовые мощности готовы – остается только везти зерно. Суммарные мощности элеваторов на Украине составляют 66 млн тонн (значительная часть мощностей была построена при Януковиче), к 2020 планируется довести данный показатель до 100 млн тонн (при этом экспорт зерновых в 2016 году составил 40 млн тонн). Активно вкладывает в расширение зерновых терминалов на Черноморском побережье американские компании «Bunge» и «Cargill».

В общем, контуры «аграрной сверхдержавы», которая будет представлена в мировом разделении труда разве что зерном, просматриваются все более отчетливо. Стоит отметить, что среди всех украинских компаний, размещающих акции на мировых биржах, по состоянию на 2016 «в плюсе» (капитализация-2016 превышает номинальную стоимость акций) только агрохолинги «Kernel» Андрея Веревского и «Astrata» Виктора Иванчика. Остальные – в глубоком минусе, превышающем порой 95%.

Необходимо также упомянуть, что большинство украинских портов выставлены на приватизацию/передачу в концессии, притом, что ежегодная прибыль Администрации морских портов Украины (АМПУ), ежегодно составляет 3-5 млрд грн. Предметный интерес проявляют китайцы, чьи представители из «COSCO Group» (входит в топ-10 крупнейших мировых контейнерных операторов) уже успели побывать во всех украинских морских портах. Также на украинский рынок заходит дубайский портовый оператор «DP World», на подходе катарские портовики.

Промышленность

По причине обвальной «декоммунизации» промышленности и выбранного политэкономического курса, где основу экономики составляет сельское хозяйство и экспорт рабочей силы, большого интереса к остаткам украинской индустрии зарубежные игроки не проявляют. Однако к ряду предприятий, которые можно вырвать из замкнутых технологических цепочек и перенаправить продукцию на экспорт, думается, интерес все-таки будет.

Так, пресса сообщает, что на аренду Одесского припортового завода (ОПЗ), специализирующегося на производстве минеральных удобрений и транзите аммиака, претендует американская компания «Global AgriHub», близкая к резиденту США русского происхождения Сергею Махлаю и корпорации «Koch Nitrogen Company» братьев Кох. Ключевой проблемой для ОПЗ остается наличие сырья (природного газа) по доступным ценам – однако, учитывая, что газовый рынок Украины переходит в руки западного капитала, данный вопрос будет решен.

Что может заинтересовать иностранцев из украинского машиностроения (отрасли, где, на секундочку, была занята треть трудоспособного населения УССР), так это техническая документация КБ «Антонов». В прошлом году разгорелся скандал, связанный с якобы приобретением КНР крупнейшего в мире самолета АН-225 «Мрия» – информация не подтвердилась, однако, представляется, что вопрос лишь в цене.

Возможно еще выставленный на приватизацию харьковский «Турбоатом» – в ходе последнего Давосского форума интерес к предприятию проявила известная швейцарская компания «Glencore International AG».

Резюме

Пользуясь резкой девальвацией активов на Украине, утратой значительной части суверенитета страны, иностранный капитал действует предельно прагматично, подминая под себя наиболее «вкусные» куски украинской экономики. Этот процесс идет параллельно с уничтожением класса крупных украинских собственников под вывеской «деолигархизации». Тем самым Украина лишается экономического суверенитета, без которого о восстановлении суверенитета политического не приходится и мечтать.

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика