Бразильский турист обломал крылья древнему архангелу Михаилу из-за селфи

Гость португальской столицы из солнечной Бразилии во время посещения Национального музея старинного искусства Лиссабона нанес непоправимый вред экспозиции. Позируя для «библейского селфи» на фоне барочных скульптур, посетитель шагнул назад … и случайно толкнул деревянного архангела Михаила, который упал и потерял крылья. Статуя оказалась ценнейшим образцом национального монументального искусства периода 1765-1790 годов и восстановление ее обойдется очень дорого — если вообще окажется возможным. Сможет ли незадачливый бразильский любитель селфи возместить ущерб? И что вообще предпринимается в подобных случаях — «МК» выяснил у культурологов, искусствоведов, музейных работников и юристов.

Бразильский турист обломал крылья древнему архангелу Михаилу из-за селфи

Пока специалисты выясняют, подлежит ли испорченная историческая ценность реставрации, директор музея закрыл зал, где выставлялась разбитая статуя, и собрал на совещание работников музея, где они коллегиально посетовали на «бесплатников», осаждающих музей каждое первое воскресенье месяца, и на нехватку смотрителей (по данным Минкульта Португалии, лиссабонский Национальный музей старинного искусства второй по посещаемости в стране, но при этом 82 выставочных зала обслуживают всего 64 смотрителя). Однако советник португальского Минкульта Тереза Биззаро настроена оптимистично, надеясь, что реставраторы вернут архангелу крылья и мантию, а затем музейщики «переселят» статую в менее оживленное место. А что же ждет незадачливого бразильского любителя древностей?

— Если посетитель повредил произведение искусства случайно, — поясняет культуролог Мария Жиляева, — то предмет будет отреставрирован за счет страховой компании, так как все музейные экспозиции застрахованы. Если же это целенаправленная порча, уничтожение или так называемый вандализм, то это считается преступлением, за которое предусмотрено наказание — от штрафа до лишения свободы. Размеры штрафа или срока определяет суд. Если злого умысла со стороны неловкого посетителя не обнаружится, его просто пожурят.

— В последнее время, увы, много подобных случаев, когда предметы старины страдают именно из-за селфи, — подтверждает юрист Виктория Вайс. — В каждой стране на этот счет свои законы и каждый инцидент рассматривается индивидуально. Например, в мае этого года в том же Лиссабоне, на железнодорожном вокзале Росиу, позируя для селфи, мужчина влез на постамент и опрокинул статую португальского короля XVI века Себастьяна I. Она упала и разбилась вдребезги, а ей было 126 лет. Его задержала полиция: чтобы доказать отсутствие злого умысла, потребовалось расследование. А этим летом 12-летний посетитель тайваньского музея случайно упал на картину за $ 1,5 млн и проделал в ней дырку. Тогда кураторы выставки сразу заявили, что семья мальчика никакой ответственности не понесет, а реставрацию оплатит страховая компания. А вот в Лондоне 26-летний поляк Влодзимеж Уманец, испортивший одну из картин знаменитого художника Ротко, в суде признал за собой преступные действия, повлекшие непоправимый ущерб полотну, стоимость которого превышает 5 тысяч фунтов, и был приговорен к двум годам лишения свободы. В 2007 году в Музее современного искусства в Авиньоне художница Ринди Сэм из Камбоджи поцеловала картину «Федра» американского художника-абстракциониста Сая Твомбли, оцененную в $2,83 млн, и оставила на ней следы суперстойкой красной помады. Суду она сообщила, что поцеловала картину «по большой любви», но суд ее порывов не понял и оштрафовал влюбленную в картину камбоджийку на €1501.В российском УК до 1996 г. состав преступления за порчу предметов искусства не предусматривался, но в новом УК имеется несколько статей, связанных с уничтожением или порчей материальных и культурных ценностей и имущества. Помимо «вандализма» это «хулиганство», «надругательство над могилой», » умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры», «умышленное уничтожение или повреждение имущества». Юридическое определение вандализма принято и в криминологических исследованиях, в зависимости от его мотивов, он подразделяется на 1) способ приобретения; 2)тактический вандализм; 3) идеологический вандализм; 4) вандализм как мщение; 5) вандализм как игра; 6) особо злобный вандализм — и наказывается, соответственно, по-разному.

Еще читать  В день Ракетных войск российские артиллеристы устроят массированный огненный шквал

А в США существует специальный отряд полицейских, охраняющих предметы искусства. Вот что рассказывает его представитель охраны нью-йоркского The Metropolitan Museum of Art Роберт Шнатман:

— Европейские музеи славятся своим пренебрежением к охране произведений искусств. Камеры поставят и все. Но даже если и есть охранники, то их мало и конечно не хватает на каждую галерею. Обычно все произведения искусства в музеях застрахованы, но сам ущерб от погибшего произведения искусства невосполним. В музее должны быть оградки с сигнализацией и, конечно, живые охранники, которые не позволят подойти ближе чем на метр к произведению искусства. В Лиссабоне произошла случайность, но она же — и халатность музея. Вандалов обычно судят. Я не припомню случая, чтоб у нас в музее был совершен акт вандализма или случайно было бы испорчено произведение искусства. Но наш The Metropolitan Museum of Art имеет в своем распоряжении порядка 700 специально обученных охранников, обязательно с тематическим образованием в колледже (от 4 лет), так как нам необходимо разбираться в искусстве и понимать ценность экспозиции. Так что среди американских музейных охранников нередко встретишь профессоров и докторов наук в области искусствоведения. А вот музейная полиция несет немного другие функции, она отвечает в основном за безопасность.

Источник


Комментарии:

Добавить Комментарий

Яндекс.Метрика